Форум

Для чего Вам в полете нужен авиагоризонт?

Страницы: 12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Автор Сообщение
Пленцов Александр Пантелеевич

Сейчас: офлайн
Был(а) на сайте: 25.04.2017 в 22:00
Сообщений: 307
Регистрация: 25.11.2013
  (0)  
Добавлено: 02.12.2013 22:03
Задал этот вопрос на другой теме, а потом подумал что это как бы опрос и решил создать новую тему ( если конечно администрация форума будет не против).
Павел Александрович Коваленко (надеюсь любой, хоть чуть - чуть приближенный к авиации человек знает его работы по авиационной психологии) задавал простой вопрос: "Для чего Вам в полете нужен авиагоризонт"?
Задавал и летчикам, и штурманам, и не летающим авиационным специалистам.

Прежде чем отвечать он пояснял опрашиваемому, что в полете летчик решает две основные задачи:
- ведет пространственную ориентировку;
- управляет самолетом.

Кстати это же самое делает любой человек на земле: ведет пространственную ориентировку (хотя зачастую и не замечает этого), и выполняет какую то работу.

Так вот будьте добры ответить, а я перешлю ваши ответы Павлу Александровичу.
Единственно укажите Вы пилот, или у Вас другая специальность, ему так сказать для учета.
Если Вы еще и поясните свой ответ, хотя бы коротко, то это будет очень приветствоваться.


Николаев Владимир Павлович

Сейчас: офлайн
Был(а) на сайте: 29.04.2017 в 21:36
Сообщений: 6191
Блог: Блог пользователя
Регистрация: 30.12.2010

  (0)  
Добавлено: 03.12.2013 00:08 Изменено: 03.12.2013 00:12
Александр Пантелеевич, а давайте с другой стороны на эту проблему посмотрим. Вот идёт по улице задумчивый человек и со всей дури налетает на дерево или телеграфный столб. И глаза вроде открыты были, и видел он вроде этот столб, но... не увидел! А не увидел потому, что изображение этого столба дальше сетчатки глаза и не продвинулось, до мозга, который в этот момент был занят чем-то более важным, это изображение не дошло и, соответственно, не было им проанализировано.
Так что качественная индикация - это условие необходимое, но недостаточное. Надо, чтобы эта индикация формировала в воображении "картинку".
Поделюсь интересным наблюдением: ни разу не слышал о потере ПП на тренажёре, а там ведь чего только ни отрабатывается - и отказы двигателей, и несинхронный выпуск механизации крыла, и сваливания. Причём относится это как к тренажёрам с прямой индикацией, так и с обратной. А всё потому, что лётчик на тренажёре находится "в тонусе". А потом тот же лётчик сваливается при банальном уходе на второй круг. Так может не только в индикации дело? Может не ПИЛС надо изобретать, а глубже заняться психологией лётчика? Может существующей индикации вполне достаточно, но она не всегда проникает туда, куда должна проникать?
Туманов Алексей

Сейчас: офлайн
Был(а) на сайте: 28.12.2016 в 17:44
Сообщений: 234
Регистрация: 24.01.2013
  (0)  
Добавлено: 03.12.2013 00:40
Вполне научный термин, туннельное зрение. Там и психология и уровень подготовки. Че там говорить, человеческий мозг не идеален. На какой скорости самолёта, зрение запаздывает за реальной картинкой? Тысячи две с половиной?
А вроде на каких то аппаратах есть кнопка 'приведение к горизонту' (или это моё воображение больное), почему не использовать везде? Я технических сложностей вообще не вижу, 150 тонная дура сама заходит и садиться, а в горизонт самостоятельно выйти не может?


FLYER

Сейчас: офлайн
Был(а) на сайте: 06.11.2016 в 00:04
Сообщений: 9532
Регистрация: 25.02.2011
  (0)  
Добавлено: 03.12.2013 05:58
Каков вопрос, таков ответ:

Авиагоризонт нужен для определения пространственного положения ВС и управления этим ВС.
Причем для меня, как для пилота транспортного самолета, определение пространственного положения сводится к определению направления вывода в горизонтальный полет.


изо бредатель

Сейчас: офлайн
Был(а) на сайте: 29.03.2017 в 07:10
Сообщений: 6464
Регистрация: 13.12.2011
  (0)  
Добавлено: 03.12.2013 08:55
Если вы управляете автомобилем на высокой скорости не смотреть на дорогу долго не получится. В самолёте с этим похоже попроще.


Николаев Владимир Павлович

Сейчас: офлайн
Был(а) на сайте: 29.04.2017 в 21:36
Сообщений: 6191
Блог: Блог пользователя
Регистрация: 30.12.2010

  (0)  
Добавлено: 03.12.2013 09:32 Изменено: 03.12.2013 09:54
Ещё один интересный штрих в тему данной дискуссии: особенности зрительного восприятия зависят от половой принадлежности. Женщина, например, быстрее и легче находит, что и где лежит в том же холодильнике. Говорят, что это связано с эволюцией - пока мужчины охотились на мамонтов или выцеливали оленя или косулю, женщины сидели в пещере, где одновременно надо и за детьми следить, и огонь в очаге поддерживать, и вход в пещеру контролировать, чтобы чужой не затесался. Вот у неё широкий взгляд и сформировался, а мужчина смотрит - вроде как прицеливается. Мужчина как бы сканирует обстановку от предмета к предмету. Может статься, что при нынешнем наплыве женщин на лётные должности они станут показывать лучшие, чем у мужчин, результаты.

А вообще тема очень интересная. Чтобы подготовиться к дискуссии, вот здесь http://forumavia.ru/a2.php?a=b&u=28638 можно ознакомиться с позицией топикстартера.


Шило (Про100й)

Сейчас: офлайн
Был(а) на сайте: 29.04.2017 в 21:05
Сообщений: 17894
Регистрация: 14.02.2012
  (0)  
Добавлено: 03.12.2013 09:47
Автор: FLYER
Каков вопрос, таков ответ:

Авиагоризонт нужен для определения пространственного положения ВС и управления этим ВС.
Причем для меня, как для пилота транспортного самолета, определение пространственного положения сводится к определению направления вывода в горизонтальный полет.


И все?

А в горизонтальном полете он получается тебе не нужен, я прально понял.

А тему лучше было создать про потерю пространственной ориентировки в полете, причины, порядок вывода. Тута Керосин затронул вскользь тему, что для этого случая есть будильники, приборы тоесть. Так вот при при полной потере пространственной ориентировки ледчик УХУ евает настолько, что не может не только адекватно воспринимать показания приборов, но и шурует органами управления вопреки показаниям этих приборов.

В основном на начальных этапах как правило начинаются отклонения по крену ибо у пилота возникает иллюзия полета с креном.

И тут необходимо засунуть свои ощущения в одно место и довериться авиагоризонту, сравнивая его показания с показаниями скорости курса высоты и скольжения.

При этом нужно минимум в два три раза увеличить скорость переключения внимания с прибора на прибор.

Как правило летчик успокаивается и глюк пропадает.


Шило (Про100й)

Сейчас: офлайн
Был(а) на сайте: 29.04.2017 в 21:05
Сообщений: 17894
Регистрация: 14.02.2012
  (0)  
Добавлено: 03.12.2013 09:49
Автор: изо бредатель
Если вы управляете автомобилем на высокой скорости не смотреть на дорогу долго не получится. В самолёте с этим похоже попроще.


В полете с этим сложнее ибо автомобиль упирается всеми четырьмя колесами в землю-мать вашу в отличии от самолета-вертолета.


изо бредатель

Сейчас: офлайн
Был(а) на сайте: 29.03.2017 в 07:10
Сообщений: 6464
Регистрация: 13.12.2011
  (0)  
Добавлено: 03.12.2013 09:56
Автор: Шило (Про100й)
Автор: изо бредатель
Если вы управляете автомобилем на высокой скорости не смотреть на дорогу долго не получится. В самолёте с этим похоже попроще.


В полете с этим сложнее ибо автомобиль упирается всеми четырьмя колесами в землю-мать вашу в отличии от самолета-вертолета.



Зато в небе столбов нет и встречных и пр. препятствий.


Шило (Про100й)

Сейчас: офлайн
Был(а) на сайте: 29.04.2017 в 21:05
Сообщений: 17894
Регистрация: 14.02.2012
  (0)  
Добавлено: 03.12.2013 10:02
Автор: изо бредатель
Автор: Шило (Про100й)
Автор: изо бредатель
Если вы управляете автомобилем на высокой скорости не смотреть на дорогу долго не получится. В самолёте с этим похоже попроще.


В полете с этим сложнее ибо автомобиль упирается всеми четырьмя колесами в землю-мать вашу в отличии от самолета-вертолета.



Зато в небе столбов нет и встречных и пр. препятствий.


Иногда они попадаются на пути.
max9283 max9283

Сейчас: офлайн
Был(а) на сайте: 30.04.2017 в 05:24
Сообщений: 9986
Регистрация: 16.05.2012

yandex
  (0)  
Добавлено: 03.12.2013 10:18
Автор: изо бредатель
Автор: Шило (Про100й)
Автор: изо бредатель
Если вы управляете автомобилем на высокой скорости не смотреть на дорогу долго не получится. В самолёте с этим похоже попроще.


В полете с этим сложнее ибо автомобиль упирается всеми четырьмя колесами в землю-мать вашу в отличии от самолета-вертолета.



Зато в небе столбов нет и встречных и пр. препятствий.

там иногда и смотреть-то некуда. как например на т-4


Пилот Ан-2

Сейчас: офлайн
Был(а) на сайте: 27.04.2017 в 19:42
Сообщений: 5884
Регистрация: 15.02.2011

mailru
  (0)  
Добавлено: 03.12.2013 10:30
Автор: Шило (Про100й)
Автор: FLYER
Каков вопрос, таков ответ:

Авиагоризонт нужен для определения пространственного положения ВС и управления этим ВС.
Причем для меня, как для пилота транспортного самолета, определение пространственного положения сводится к определению направления вывода в горизонтальный полет.


И все?
А в горизонтальном полете он получается тебе не нужен, я прально понял.


Николаич, ну чего ты к Серёге придираешься...он же чёрным по русски написал - для управления ВС, а 80% времени полёта - это горизонт....


FLYER

Сейчас: офлайн
Был(а) на сайте: 06.11.2016 в 00:04
Сообщений: 9532
Регистрация: 25.02.2011
  (0)  
Добавлено: 03.12.2013 10:33
Автор: Шило (Про100й)
Автор: Шило (Про100й)
Автор: FLYER
Каков вопрос, таков ответ:

Авиагоризонт нужен для определения пространственного положения ВС и управления этим ВС.
Причем для меня, как для пилота транспортного самолета, определение пространственного положения сводится к определению направления вывода в горизонтальный полет.


И все?

А в горизонтальном полете он получается тебе не нужен, я прально понял.

.





Следуя своей логике восприятия текстов, ты должен был спросить еще про снижение, и набор.
Но прежде спроси себя, как ты понимаешь термин "Управление ВС".
Пленцов Александр Пантелеевич

Сейчас: офлайн
Был(а) на сайте: 25.04.2017 в 22:00
Сообщений: 307
Регистрация: 25.11.2013
  (0)  
Добавлено: 03.12.2013 11:12
Автор: FLYER
Каков вопрос, таков ответ:

Авиагоризонт нужен для определения пространственного положения ВС и управления этим ВС.
Причем для меня, как для пилота транспортного самолета, определение пространственного положения сводится к определению направления вывода в горизонтальный полет.


Отвечу сначала Вам уважаемый!
Итак в левом крене (разворачиваетесь с курса 100 до курса 140) Вы определили направление вывода, а Вам в это время дают команду: "Разворот до курса 340", а затем через 3 сек. "Снижение (у вас 10000 ft) до 3000 ft." А затем через 10 сек: "Прекратите снижение, справа под 30 борт в наборе, отверните влево".
И все, если Вы ночью в облаках управляете только по "скайпойнтеру" - Вы на 100% "завалились".

" ...и управление этим ВС" - говорите Вы.
Для управления движущимся в трехмерном пространстве ВС, находясь в нем, согласно законам эргономики, необходимо прежде всего знать параметры положения и перемещения этого ВС.
Авиагоризонт - потому и имеет свое название, что показывает "положение и перемещение (якобы) горизонта естественного". А мы знаем, что естественный горизонт в пространстве относительно летчика никуда не перемещается, и находится на одном уровне - на уровне глаз летчика, что на высоте 200 ft. что в наборе до 30000 ft. Независимо в левом или в правом Вы крене .
Итак авиагоризонт выдает Вам в полете информацию о положении горизонта естественного. Вы перекодируете эту информацию в параметры Вашего ВС в пространстве. И фактически в усложненных условиях полета он Вам не нужен. Вы просто не успеете в уме перевести положение горизонта в положение самолета.
Потому показания "скайпойнтера" Вам ближе и понятнее.
Пленцов Александр Пантелеевич

Сейчас: офлайн
Был(а) на сайте: 25.04.2017 в 22:00
Сообщений: 307
Регистрация: 25.11.2013
  (0)  
Добавлено: 03.12.2013 11:43
Автор: Николаев Владимир Павлович
Александр Пантелеевич, а давайте с другой стороны на эту проблему посмотрим. Вот идёт по улице задумчивый человек и со всей дури налетает на дерево или телеграфный столб. И глаза вроде открыты были, и видел он вроде этот столб, но... не увидел! А не увидел потому, что изображение этого столба дальше сетчатки глаза и не продвинулось, до мозга, который в этот момент был занят чем-то более важным, это изображение не дошло и, соответственно, не было им проанализировано.
Так что качественная индикация - это условие необходимое, но недостаточное. Надо, чтобы эта индикация формировала в воображении "картинку".
Поделюсь интересным наблюдением: ни разу не слышал о потере ПП на тренажёре, а там ведь чего только ни отрабатывается - и отказы двигателей, и несинхронный выпуск механизации крыла, и сваливания. Причём относится это как к тренажёрам с прямой индикацией, так и с обратной. А всё потому, что лётчик на тренажёре находится "в тонусе". А потом тот же лётчик сваливается при банальном уходе на второй круг. Так может не только в индикации дело? Может не ПИЛС надо изобретать, а глубже заняться психологией лётчика? Может существующей индикации вполне достаточно, но она не всегда проникает туда, куда должна проникать?


Уважаемый Николай Владимирович давайте оставим в покое ПИЛС - ЭПИЛС.

Термин для авиагоризонта - "ПРЯМАЯ ИНДИКАЦИЯ" придумал врач-хирург. И ему это простительно.
Но мы то летчики прекрасно понимаем, что показывает АВИАГОРИЗОНТ. Он показывает абракадабру.
Для летчика, как и для любого нормального человека на земле есть понятие: "ВЕРХ - НИЗ", а иначе как бы человек ориентировался в пространстве.
Для летчика в полете земля всегда внизу. Летите вы в горизонте - внизу Делаете левый крен - внизу слева. Делаете правый боевой разворот - внизу справа. В верхней точке петли - внизу, а вы как летчик естественно вверх ногами.
Что показывает авиагоризонт?
В левом крене - земля СБОКУ слева. Правый боевой - справа ВВЕРХУ. В перевернутом положении на авиагоризонте земля ВВЕРХУ.
Далее - линия горизонта на приборе уходит при эволюциях самолета, влево - вправо - вверх - вниз, а естественный горизонт для летчика находится всегда на одном уровне - на уровне его глаз и никуда никогда не перемещается.
Где и на каком авиагоризонте мы НАПРЯМУЮ видим параметры положения и перемещения СВОЕГО самолета.

Авиагоризонт типа АГД по ошибке называют - "ОБРАТНАЯ ИНДИКАЦИЯ". Хотя все летчики прекрасно знают, что по тангажу это та же "Прямая индикация". Точнее тип АГД надо называть смешанная индикация.
А вот по крену тип АГД уже напрямую показывает ТЕКУЩИЙ КРЕН САМОЛЕТА. Эти показания не надо декодировать, потому даже американские летчики всю жизнь пролетавшие с "Прямой индикацией" отмечают его преимущество по восприятию по крену.

На тренажере Су-15ТМ на Бельбеке мы "заваливали" 90% летчиков, договорившись с инженером тренажера создавать иллюзию полета, а именно плавно заваливая на экране горизонт в крен.
Попробуйте и, даже предупреждая, "завалится" все 100%.

Страницы: 12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Пользователи

Недавно были

max9283 max9283 41 минуту назад Kanivets Sergey Sergey Kanivets60 минут назад
Бишкекец Игорь 1 час назад Журавлев Василий 2 часа назад
Котэ Воин 3 часа назад федоров юрий борисович5 часов назад
39264 ртс 6 часов назад Лисовой Владимир Иванович7 часов назад
Сообщить об ошибке
Поддержка сайта - Яркие решения